PDF файл с материалами публикации будет в конце страницы.
К адвокату приходит клиент и долго, нудно рассказывает о своём деле. Вышедший из терпения юрист прерывает его:
– Расскажите коротко и ясно, о чем идёт речь. А уж дело запутаю я сам.
Наша речь зависит от многих вещей. Например, от того, где мы находимся и с кем разговариваем.
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
Нина Давидовна Арутюнова
И её надо развивать.
Упражнений на развитие речи много. Вот те, которые широко использую я на уроках и для создания курсов. Важно помнить, что ученики должны ясно представлять себе главное – порядок слов в предложении изучаемого языка. В случае с английским, это подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство. Уяснив это, можно приступать к упражнениям на развитие речевых навыков.
Упражнения
1. Цепочка
От главного слова создаём цепочки из зависимых с ним слов. Результат – развёрнутые словосочетания и предложения. Можно начать с отдельных слов и делать с ними словосочетания, а можно танцевать сразу от схемы предложения, то есть для каждого члена уже имеющегося простого предложения надо придумать своё зависимое слово. В обоих случаях чтобы придумать зависимые слова, пользуемся вопросами. Например.
В случае словосочетаний берём разные части речи
- Существительное: a cat – a fluffy cat, a nice fluffy cat, a sleeping cat, a sleeping in the sun cat;
- глагол: to go – to go slowly, to go home, to go to work, to go with friends, to go swimming;
- наречие: quickly – really quickly, very quickly, as quickly as possible;
- прилагательное: clever – surprisingly clever, clever enough, super clever.
Таким образом отрабатываем сочетаемость частей речи между собой.
Примеры упражнения
В случае предложений
Вариант простой. Закончи начатое
1. Даём часть предложения так, чтобы его можно было закончить одним-двумя словами:
A strange person is walking in ___ . (the street/the evening).
2. Ещё один вариант – дать простое нераспространённое предложение с пропусками после каждого члена предложения и словами, которыми следует заполнить эти пропуски.
Здесь отрабатываем понимание, какая часть речи должна идти после определённого слова.
Вариант посложней. Распространи его.
Берём простое нераспространённое предложение и работаем с ним, как следователи-исследователи: что нам известно и что мы можем ещё узнать о героях этого предложения. В этом случае к каждому члену задаём вопрос.
Подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство: A girl reads a book on Sunday.
Распространим каждый из членов предложения, для этого спросим: “Какая девочка?” “Какая книга?” “Читает как?” “По воскресеньям каким”?
A little girl carefully reads a book about adventures every Sunday.
Вариант самый сложный. Поставь всё по порядку
Отрабатываем умение составлять простые распространённые предложения, после чего можем переходить к сложным.
2. Пожени их
В сложных предложениях должно быть ясное понимание того, как связываются его части, точнее по средством чего. В этом случае сначала проверяем насколько хорошо освоены союзы, а затем даём несколько простых предложений, которые надо объединить в одно или несколько сложных. Здесь есть варианты. Можно дать сразу, скажем, шесть предложений, которые все хорошо сочетаются между собой по смыслу. Или же работать с парами предложений.
3. Я автор
После всех предыдущих упражнений уже гораздо лучше идёт составление предложений из заданных слов. Их можно давать, открыв любую книгу на любой странице и выбрав строчку и слово в ней.
Либо можно взять за основу визуальный материал. С книгами всё ясно, поэтому расскажу, как я работаю во втором случае.
Что вижу, то и говорю
Здесь много вариантов. Мне нравится следующий, потому что он запускает воображение.
- Даём ряд изображений и просим назвать, просто назвать то, что видим. Здесь можно сориентировать на главный объект на картинке. Пусть называют только существительные или существительное + прилагательное. Вариант с глаголами тоже подойдёт, особенно если вы отрабатываете времена.
- Выписываем все слова в порядке изображений, затем просим связать их между собой в предложения. Причём, предложения необязательно должны относиться к тому, что видим. Они, скорее, как произвольный вариант выбора материала для строительства высказывания.
- Как вариант, можно запустить колесо со словами и картинками.